наверх


От Волги до Москвы

изменена 2019-05-20 18:49

Н. КарамзинВ библиотеке им. Куприна состоялся вечер-портрет «От Волги до Москвы», посвященный 250-летию со дня рождения великого российского мыслителя, литератора, историка, общественного деятеля Н.М. Карамзина.

Проведение мероприятия сопровождалось выставкой «Слава Н.М. Карамзина», на которой были представлены книги о жизни, творчестве, общественной деятельности великого сына России – «История России», «История русской литературы», «Язык и литература», «Из истории развития человеческого общества». Экспонировались здесь и произведения самого Н.М. Карамзина разных лет издания – «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница», «История Государства Российского». Всего было представлено четырнадцать книг.

Титаническая деятельность Н.М. Карамзина воистину многообразна и  многогранна… Писатель и критик, издатель и публицист, общественный деятель и журналист, филолог и историк… Как говорится, можно продолжать и продолжать.

Н.М. Карамзин был первым редактором и издателем первого в России детского журнала для маленьких читателей.

Совершив длительную командировку по шести странам Европы, юный тогда  писатель создал интереснейшие «Письма русского путешественника». Эта замечательная и увлекательная книга не утратила своего познавательно-социального значения и поныне. Н.М. Карамзин подробно изучал экономику, науку, уклад жизни и общественно-государственное устройство Франции, Великобритании, Швейцарии и других европейских стран. Он ратовал за взаимовыгодную кооперацию и интеграцию России и Запада в науке, культуре, промышленности, личных контактах людей. Писателя восхитила планировка лондонских улиц и французская медицина, немецкая почта и швейцарский сервис. Впрочем, он рассмотрел в Европе того времени немало страшного и тяжелого нищету многих людей, социальное неравенство…

Маленькая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» вызвала в России, и не только в России, огромный интерес. Он не являлся чисто литературным. Можно сказать, это был общественный интерес. Многие читатели, скорбя  о  бедной юной крестьянке Лизе и о ее возлюбленном, аристократе Эрасте, человеке добром, но легкомысленном, посещали места, где побывали  герои мелодрамы Н.М. Карамзина. Ведь прекрасные бытовые описания придавали повести особую достоверность, жизненную убедительность. Н.М. Карамзин считал (и в этом его большая заслуга), что люди простого звания равны в сфере чувств (пусть пока не социально) людям, находящимся «вверху». Знаменитая фраза писателя «И крестьянки умеют любить» стала поистине классической и прочно вошла в наш родной язык.

Будучи человеком консервативно-монархических убеждений, Н.М. Карамзин отрицательно относился к радикально-революционным методам переустройства общества. Но это не мешало великому писателю ходатайствовать перед императором о смягчении участи декабристов. Н.М. Карамзин полагал, что всякие социально-экономические перемены возможны в России только «сверху», что они могут носить лишь эволюционно-реформистский характер. Впрочем, такой образ мыслей отнюдь не мешал писателю-гражданину видеть очень отрицательные стороны российской жизни и во всеуслышание заявлять о них. В очень резких наказах, поданных императору России Александру Первому в 1811 и в 1819 годах, Н.М. Карамзин прямо утверждал, что царствование императора разочаровало подданных. Он гневно обличал бюрократизм, некомпетентность, произвол, коррупцию власть имущих. Стояние дел в тогдашней России писатель выразил кратко одним словом – «воруют». За свои гражданственные выступления великий человек едва не поплатился свободой.

Грандиозным трудом Николая Михайловича стала его величественная «История Государства Российского». Увы, смерть не дала автору  завершить «Историю». Еще в молодости, путешествуя по Европе, Н.М. Карамзин заметил, что во многих европейских странах давно написаны их масштабные истории… В России же тогда такого всеобъемлющего труда не существовало. Н.М. Карамзин решил исправить это ненормальное положение. Он справедливо считал, что история России не менее самобытна и интересна, нежели истории государств Европы. Работая над «Историей» несколько лет, автор писал об исторических личностях, словно о живых людях, стремился выявить побудительные причины поступков  исторических лидеров и народных масс. Он работал над «Историей», будто над литературным произведением. Поэтому в его «Истории» есть свои увлекательные сюжеты, яркие характеры, образы, завязки, кульминации и развязки. Придавая огромное значение роли личности в истории, автор одновременно колоссальную роль в историческом процессе отводил и народным массам. Он пытался в вышеназванных явлениях найти оптимальный и объективный подход, справедливый баланс.

<