наверх


Я зажег свой костер...

изменена 2019-05-20 18:25

К 115-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина в библиотеке им. Чернышевского состоялся  литературный вечер «Я зажёг свой костёр…». К 115-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина в библиотеке им. Чернышевского состоялся  литературный вечер «Я зажёг свой костёр…». Участниками вечера стали члены клуба «Окраина» и гости клуба. К этому мероприятию в читальном зале библиотеки были оформлены выставки документов «По страницам биографии С.А. Есенина», «Я зажёг свой костёр…».

Со вступительным словом выступила член клуба «Окраина» М.В. Пехтерева.

Есенин! Золотое имя. Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано - поэзия Сергея Есенина перевесила бы любую и намного! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи - шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная. И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали - и делают это до сих пор. Невозможно понять - почему?

Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью - тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей. А еще эти постоянные казни! Подверглись убиению многие поэты: Николай Гумилев расстрелян 25 августа 1921; за ним методично уничтожены все крестьянские поэты есенинского окружения: Далее расстрелян Сергей Клычков 8 октября 1937; Николай Клюев расстрелян в Томске между 23 и 25 октября 1937; Осип Мандельштам погиб в пересыльной тюрьме 27 декабря 1938. В нынешнее время: когда колокольно звенел крещенский мороз, в ночь на 19 января 1971 убит Николай Рубцов. А 17 февраля 1988, когда метель выла о колокольчиках, странно погиб Александр Башлачов: И возле каждого: обидная травля, улюлюканье, ложь и наговоры. Видимо, это особая тема: Но что-то единое объединяет их всех, невинно убиенных: как писал Есенин: «И пушки бьют, / И колокола плачут. / Вы, конечно, понимаете, / Что это значит?».

Еще об одном великом даре Есенина - читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Это был поэт с пронзительным, полным трагической хрипоты голосом, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи чтения стихов самим Сергеем Есениным. Когда слушаешь в исполнении автора монолог Хлопуши из его драматической поэмы «Пугачев», невольно вспоминаешь сказанное Б.Пастернаком: «Он в жизни был улыбчивый, королевич - кудрявич, но, когда начинал читать, становилось понятно - этот зарезать может».

«Я люблю родину. Я очень люблю родину!» - воскликнул поэт в своей «Исповеди хулигана». Как просто сказано! Но как непросто это произнести, потому что, на подобное признание вправе рассчитывать только тот, чья степень любви измеряется степенью сострадания, кто вместе со своей родиной не только в дни торжеств, но и в лихую годину бедствий.

 

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном -

В великих штатах СССР.

                (С.Есенин. «Стансы»).

 

«Певцом и гражданином» своей страны оставался поэт, оказавшись в 1922-1923 гг. за границей, посещение которой во многом изменило его отношение к России. «Да, я вернулся не тем, - признавался Есенин в своем «Железном Миргороде». - Много дано мне и много отнято. Перевешивает то, что дано. Я объездил все государства Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое переломилось особенно после Америки. Перед Америкой мне Европа показалась старинной усадьбой». Читая есенинский очерк, поражаешься, объективности автора, с которой он, как истинный гражданин и патриот, умеет не только увидеть, но и указать на недостатки, существующие в его Отечестве. Творчество Есенина 1924-1925 годов свидетельствует о том, насколько успешно поэт преодолевал свое кризисное состояние. «Персидские мотивы», «Анна Снегина», множество стихотворений, созданных в последний год жизни тридцатилетним поэтом, показывали, как много мог и хотел совершить Есенин. Должно быть, именно к этому периоду относятся известные слова А.Н.Толстого, что «его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». А душу эту постоянно мучило раскаяние за совершенные ошибки, за нанесенные обиды, «за все, в чем был и не был виноват». Читая есенинское послание «Собаке Качалова», понимаешь, каким нужно чувствовать себя одиноким, если поговорить по душам решаешься только с четвероногим существом, которое поймет и не предаст. Как здесь не вспомнить слова А.Блока, сказанные юному Есенину еще в апреле 1915 года: «За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ». Одетый в черное истец все чаще и чаще навещает одинокого поэта, бередя раны его окровавленной души. И если в его «Черном человеке» кошмарная ночь завершилась разбитым зеркалом, то ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, проведенная поэтом в ленинградской гостинице «Англетер», обернулась непоправимой трагедией. По меньшей мере, странным является то, что следствие, так, по существу, не начавшись, было прекращено в последних числах декабря, хотя в акте о самоубийстве Есенина, составленном участковым надзирателем Н.Горбовым, имелось немало несоответствий изложенного с реальной картиной трагедии. Об этом можно подробнее узнать, познакомившись с книгой Натальи Сидориной «Златоглавый» (тайны жизни и гибели Сергея Есенина), в которой автор утверждает, что «самоубийство Есенина - фальсификация века. Но приостановить поиск истины теперь вряд ли кому удастся.

А что, если истинные сведения о гибели Сергея Есенина - в его стихах?

Мне до дьявола противны

И те и эти.

Я потерял равновесие...

Я знаю сам-

Конечно, меня подвесят

Когда-нибудь к небесам.

                (С.Есенин. «Страна негодяев». 1922-1923 гг.).

Что можно еще добавить к этому Есенину? То, что лишний раз поражаешься, его поэтической дерзости и провидческому дару, благодаря которым он был и остается настоящим «певцом и гражданином» своей страны.

Турбина О. принесла диск с песнями на стихи С. Есенина и со слайдами фотографий С. Есенина. Все участники слушали песни на стихи С. Есенина различных композиторов в исполнении С. Зыкова. В заключение прослушивания этого диска прозвучала песня о родине поэта с. Константиново в исполнении С. Зыкова на слова Погорельского, муз. Плешакова.

Затем Дузь З.Н представила публикации, посвященные творчеству и жизни С. Есенина из фонда библиотеки.

С. Халаимов и Н. Абрамова исполнили песню «Не ходи ты ко мне под окно» (ст. С. Есенина, муз. С. Халаимова). Л. Лабутина исполнила попурри песен на стихи С. Есенина.

Завершая разговор о творчестве С. Есенина, участники слушали диск с его стихами в исполнении самого поэта.

Затем участники вечера провели литературную учебу «Изобразительные формы в поэзии».

С кратким вступительным словом выступила Дузь З.Н.

Поэзия, как и живопись и архитектура, должна заключать в определенные границы ряд чувственных воздействий. В этом смысле, не только архитектура, но и живопись и поэзия являются искусством пространства.

Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое и есть язык, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Необходимые для образного воспроизведения жизни смыслования и изобразительно-выразительная точность, и яркость языка связаны с особо тщательным отбором  и художественным использованием языкового материала в художественных произведениях. Художественно-образным называется язык, которому предаются свойства образного воспроизведения действительности. Это язык, передающий индивидуальное в людях и жизненных явлениях изобразительно, т.е. в непосредственно жизненной форме. Созданию образности языка способствуют специальные изобразительно-выразительные средства, такие, например, как тропы, фигуры поэтической речи. Однако язык становиться образным только в целостной системе всех средств раскрытия содержания в произведении.

Художественная сущность стихотворения выясняется проще всего, если взять его, как произведение словесного искусства. К музыке правильно подойдет тот, кто попытается изучить ее, как создание искусства звуков, картину, как творение искусства красок, скульптуру и архитектуру, как произведения пластического материала.

Прежде всего следует обратить внимание на переживания, непосредственно вытекающие из чувственного впечатления, вызванного художественным произведением. Относительно музыки и изобразительных искусств это понятно само собой. Но поэзия также обращается к внешним чувствам. Она действует на слух и таким путем вызывает ряд чувственных впечатлений. Она пользуется тонами и различиями тембра. Когда в поэзии ощущается что-то твердое или мягкое, распространенное или сосредоточенное, расплывчатое или сжатое, то это, быть может, лишь эмоциональное впечатление, возникшее в результате таких же чувственных восприятий. Ритм, размер, рифма — все это относится сюда же. В живописи этому соответствуют краски и светотень.

Но в поэтическом произведении есть еще другой элемент, который относится к области чувственного восприятия, однако попадает в наше сознание не непосредственным путем внешних ощущений. Слова, это подлинное орудие поэзии, вызывают у нас представления. Кроме того, они вызывают представления, покоящиеся на чувственных впечатлениях. Наряду с непосредственным чувственным воздействием слов, воспоминания чувственных прежних восприятий, поскольку они вновь пробуждаются словом, играют очень значительную роль. Нам кажется тогда, будто мы слышим и видим многое такое, что далеко выходит за пределы непосредственных чувственных впечатлений словесного искусства. Возникают внутренние образы, и они определяют наше чувство. Сюда относится такой элемент поэтической образности, как сравнения, метафоры и другие родственные явления, все то, что в поэзии имеет притязания на наглядность: прежде всего изображение людей, окружающего их мира, природы, так называемого ландшафта.

Возникает вопрос, легко ли художнику возбудить то чувство, которое в людях, обладающих некоторой долей фантазии, поэт пробуждает словами «уединенный дом», или «Москва кабацкая».

С помощью использования фонетических средств стиха образы в поэзии становятся обобщенными, выпуклыми, отвлеченное одухотворяется.

 Слово действительно звучит («слов набат», «слово поднимающее гром»). Вся система выразительных средств максимально использует все художественные ресурсы русского языка. Именно при этих условиях все выразительно- изобразительные средства становятся художественными, кроме того, когда органически входят в ткань произведения. Их выбор зависит от усилий и задач художника слова.

После выступления Дузь З.Н. слово взяла опять М.В. Пехтерева. Возвращаясь к творчеству С. Есенина, она на примерах его поэзии рассказал подробно обо всех изобразительных формах, использующихся в поэтическом творчестве.

Затем выступали участники клуба, читали свои стихи и приводили примеры использования в них различных изобразительных форм при раскрытии поэтических образов.

Прекрасным завершением вечера стала поэтическая эстафета «Я ваш певец, трава, цветы, деревья…», в которой приняли все участники. К этому вечеру участники подготовили стихи и песни, посвященные С. Есенину. С. Халаимов исполнял свои песни на стихи С. Есенина. Участники вечера вспоминали и читали любимые стихотворения С. Есенина.

В гости на литературный вечер клуба «Окраина» пришла член поэтического клуба «Ростсельмаш» А.М. Иванова. Она рассказала о творчестве баснописца И. Лесного и преподнесла членам клуба «Окраина» сувенир, олицетворяющий новый сборник стихов членов клуба «Окраина». Сувенир сделан руками А.М. Ивановой в виде книги с надписью на обложке «Окраина – 13».

Вечер прошел в теплой сердечной обстановке, располагавшей к общению и диалогу.

 

 

<