наверх


Матерь человеческая

изменена 2019-05-20 18:20

Цель урока: знакомство учащихся с творчеством донского писателя на основе подробного разбора повести «Матерь человеческая», рассказа «Подсолнух».

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина "Матерь человеческая", написанная почти сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на оккупированной территории затерянный в степи хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Но фашисты не оставили в покое мирных жителей: спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана с Васяткой повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Страшные испытания не сломили эту простую русскую женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той Марии, которую растоптали немецкие захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя дальнейшего смысла своего земного существования. И всё же она находит в себе силы для дальнейшей жизни, с большим трудом преодолевая горе и понимая, что теперь должна жить для своего ещё не родившегося ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к немецким захватчикам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный умирающий мальчик, крикнул: "Мама! Мама!" И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё было большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось всё живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её Земли, матерью, похоронившей Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы. И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, её сердце не очерствело и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с восьмью детьми: одним - родным и семью - приёмными, ленинградскими. И когда в сожжённый хутор вошли первые российские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира... Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Возьмем «Подсолнух» В. Закруткина. Этот рассказ опубликовал вскоре после первой книги своей известной эпопеи «Сотворение мира». Какая диспропорция в объемах! А между тем социалистическая концепция действительности, развернутая в «Подсолнухе», при всем лаконизме, убеждает нас эмоционально ничуть не слабее, чем широкая картина истории, увлекательно, красочно, хотя и неровно показанная в «Сотворении мира». Бескрайняя, как небо, холодная весенняя степь. Сияющим свежим утром овечьи отары после долгой голодовки впервые покинули зимние кошары. Худые, давно не мытые овцы понуро бредут, еле передвигая ослабевшие, гонкие ноги. А впереди, грузно опираясь на палку, шагает Отец — человек, выросший и состарившийся в этой угрюмой, торжественно-молчаливой пустыне.

Картина холодного степного величия, колоритно возникающая с первых строчек рассказа, освещает образ старого чабана каким-то особенным, необычным и загадочным светом. И хотя до обидного проста и примитив-па степная жизнь старика и его помощников - есть в ней что-то величественное и мудрое. Отец, потеряв единственного сына, погибшего при штурме Берлина, привык говорить с солнцем, с пролетающими над степью журавлями, с талой водой, журчащей весной в балках. Величественна степь, и сурова она к тем, кто избрал ее своим пристанищем.

Но есть и в степи недолгие дни, короткая и прекрасная пора, когда кругом все цветет, колышется, серебрится, пощелкивает, высвистывает, стрекочет на тысячу ладов. Когда кажется, что там, где голубое небо сходится с такой же голубой землей, ослепительно поблескивая, текут широкие реки, разливаются безбрежные озера.

Ранней холодной весной опустил Отец в холодную землю зернышко подсолнуха. Нашел он его в кармане стеганки покойного сына. Зернышко подсолнуха — вот и все, что оставил сын в память о себе. Казалось, не сопреть подсолнуху на этих солонцах, не видеть ему теплого, радостного света. Но зернышко не обмануло надежд старика. Оно проклюнулось, вышел росточек из-под земного мрака. Отныне вся жизнь Отца в степи была связана с подсолнухом. Ведь столько бед ожидало впереди это слабенькое растение: испепеляющая засуха, зловещие суховеи. Но как велико было желание Отца и его друзей увидеть подсолнух цветущим!..

Шел степью незнакомый человек, увидел подсолнух, срезал головку и, лузгая семечки, зашагал дальше. Один из пастухов бросился к прохожему, чтобы ударить его. Но Отец остановил пастуха. Разве не для людей растил он свой подсолнух? Пусть прохожий берет половину подсолнуха. А другую - Отец оставит себе. Ведь придет скоро снова цаган-сара — Белый Месяц весны. И на этот раз уже множество семечек опустится в суровую степную землю. Пусть прольются над потемневшей степью тихие осенние дожди, пусть скоро потянет холодом с севера, бесприютными странниками понесутся по земле кермеки. Все равно придет в степь вечно живая, вечно прекрасная весна. И разве не об этом курлычут сейчас улетающие на юг птицы? Придет в степь и вода... Ее ведут издалека сюда люди, чтобы возникли среди солончаком и хорошие водопои, и новые колодцы.

Прекрасный рассказ В. Закруткина, полный поэтических символов, написан на старую и вечно живую тему торжества жизни над смертью. Но сделанное Отцом, доказавшим, что и безводную степь можно приспособить для нужд человека, невозможно понять, исходя из представлений о людях старого мира. Не корысть, не личная заинтересованность, а неистребимая жажда продолжить сыновний подвиг руководила Отцом, когда он высадил в степи первый подсолнух. И хотя В. Закруткин рассказал нам чудесную историю об одном только крошечном семечке подсолнуха, но за ней рисуются все чудеса нашей эпохи: и тучные хлеба на вчера еще мертвых целинных землях, и каналы, соединившие реки, и новые, возникшие по воле человека моря, и новые звезды, запущенные им в небесные просторы. Обобщающая сила художественных образов такова, что сюжет рассказа, повествующего об одном конкретном случае, происшедшем с обыкновенными людьми, вырастает в величественную социалистическую концепцию жизни...

Аркадий Эльяшевич.

<